Центральный Банк России потребовал от Алексея Навального либо раскрыть имя сотрудника ЦБ РФ, который якобы требовал закрытия "Яндекс.Кошелька", либо извиниться за недостоверную информацию.

23 января 2017 года Алексей Навальный написал на своем сайте, что его соратнику Леониду Волкову пришло уведомление от сервиса "Яндекс. Деньги" с просьбой в течение пяти дней прекратить использовать электронный кошелек для сбора средств на президентскую кампанию.
"Спустя неделю после начала сбора хорошие люди из "Яндекс.Денег" честно сказали нам: чуваки, нам звонит ЦБ ("Яндекс.Деньги" как платежная система попадает под их регулирование) и требует, чтоб мы под любым предлогом закрыли кошелек Леонида Волкова, на который мы собираем деньги", - написал Навальный. Сервис мотивировал это тем, что использование кошелька на эти цели "может быть расценено регулятором как противоречащее законодательству о выборах".
Надо отметить, что "Яндекс.Деньги" действительно распространили сообщение об ограничении сбора средств на кошелек в политических целях. Interfax цитирует заявление:
"Закон требует от нас ограничивать использование электронных кошельков в целях и способами, которые с точки зрения законодательства могут быть расценены неоднозначно - в противном случае компания несет комплаенс-риски. Заботясь о миллионах пользователей, мы должны минимизировать эти риски. Это ограничение - стандарт для рынка электронных платежей"
Изменения вступят в силу с момента публикации их на сайте компании в ближайшее дни. "Яндекс.Деньги" отмечают, что несогласие с изменением оферты означает отказ от использования кошелька.
"При этом фонд-юрлицо по-прежнему может использовать "Яндекс.Кассу" для сбора пожертвований от частных лиц в любых объемах", - добавили в компании.
Сейчас ограничение на сбор в политических целях существует в пользовательских соглашениях у других платежных систем на рынке - PayPal и Qiwi.
Навальный, который привык к безнаказанности за распространение ложной информации неожиданно быстро получил официальный ответ и одновременно требование от ЦБ РФ в Facebook:
В понедельник Алексей Навальный обвинил Банк России в попытках заблокировать электронный кошелек для сбора средств на его избирательную кампанию. Не дождались обращения, которое Алексей Анатольевич собирался направить в наш адрес, поэтому ответим публично на публично сделанные заявления.
Нет, сотрудники Центрального банка ни звонками, ни каким-либо другим образом не совершали тех действий, которые описаны в ваших постах, Алексей Анатольевич.
Поэтому на ваши требования мы можем ответить только другим требованием: назовите имя сотрудника ЦБ, который якобы требовал закрытия Яндекс.Кошелька, либо извинитесь за то, что написали неправду.
Логично предположить, что сообщившие вам о своем разговоре с ЦБ сотрудники Яндекс.Денег, знают имя того, с кем разговаривали. Нет причин его скрывать. Если этот «звонивший из ЦБ» существует, мы проведем полное расследование, и все причастные к ситуации будут наказаны. Это будет сделано публично.
В противном случае не только мы, но и ваши читатели заслуживают извинений за то, что вы их ввели в заблуждение.
Извинений или доказательств обратного.
Теперь вкратце юридическая сторона.
Требования, о которых вы написали, не могли быть предъявлены со стороны Банка России. Надзорные полномочия ЦБ в отношении кредитных организаций регулируются Федеральном законом о Банке России и связаны, в частности, с устранением нарушений федеральных законов и нормативных актов в банковской сфере. У Банка России нет права требовать закрытия конкретного электронного кошелька (также как и конкретного банковского счета).
В письме Яндекс.Денег, которое вы выложили, говорится: «К сожалению, использование кошелька в обозначенных вами целях может быть расценено регулятором как противоречащее законодательству о выборах». Слово «регулятор» в данном контексте не может относиться к Банку России, поскольку Банк России не регулирует отношения в избирательной сфере.
В последней фразе письма упоминается статья 9 Федерального закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Статья 9 закона 161-ФЗ устанавливает требования к порядку взаимодействия между кредитной организацией (КО) и клиентом в соответствии с договором. В частности, ч. 9 ст. 9 предусматривает право КО приостановить/прекратить использование электронного средства платежа (ЭСП) по инициативе КО при нарушении клиентом порядка использования ЭСП в соответствии с договором между КО и клиентом. Если владелец кошелька считает, что его права как клиента кредитной организации были нарушены, он может обратиться с жалобой в интернет приемную Банка России – http://cbr.ru/Reception/. И тем более обратиться в суд.
Нет, сотрудники Центрального банка ни звонками, ни каким-либо другим образом не совершали тех действий, которые описаны в ваших постах, Алексей Анатольевич.
Поэтому на ваши требования мы можем ответить только другим требованием: назовите имя сотрудника ЦБ, который якобы требовал закрытия Яндекс.Кошелька, либо извинитесь за то, что написали неправду.
Логично предположить, что сообщившие вам о своем разговоре с ЦБ сотрудники Яндекс.Денег, знают имя того, с кем разговаривали. Нет причин его скрывать. Если этот «звонивший из ЦБ» существует, мы проведем полное расследование, и все причастные к ситуации будут наказаны. Это будет сделано публично.
В противном случае не только мы, но и ваши читатели заслуживают извинений за то, что вы их ввели в заблуждение.
Извинений или доказательств обратного.
Теперь вкратце юридическая сторона.
Требования, о которых вы написали, не могли быть предъявлены со стороны Банка России. Надзорные полномочия ЦБ в отношении кредитных организаций регулируются Федеральном законом о Банке России и связаны, в частности, с устранением нарушений федеральных законов и нормативных актов в банковской сфере. У Банка России нет права требовать закрытия конкретного электронного кошелька (также как и конкретного банковского счета).
В письме Яндекс.Денег, которое вы выложили, говорится: «К сожалению, использование кошелька в обозначенных вами целях может быть расценено регулятором как противоречащее законодательству о выборах». Слово «регулятор» в данном контексте не может относиться к Банку России, поскольку Банк России не регулирует отношения в избирательной сфере.
В последней фразе письма упоминается статья 9 Федерального закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Статья 9 закона 161-ФЗ устанавливает требования к порядку взаимодействия между кредитной организацией (КО) и клиентом в соответствии с договором. В частности, ч. 9 ст. 9 предусматривает право КО приостановить/прекратить использование электронного средства платежа (ЭСП) по инициативе КО при нарушении клиентом порядка использования ЭСП в соответствии с договором между КО и клиентом. Если владелец кошелька считает, что его права как клиента кредитной организации были нарушены, он может обратиться с жалобой в интернет приемную Банка России – http://cbr.ru/Reception/. И тем более обратиться в суд.
Что ответит Навальный? Ведь доказательств у него как обычно нет... только стремление "попиарится".